История Раменских храмов

История Раменских церквей - документальный фильм в трех частях 

Режиссер - Илья Соколов, продюсер - Алексей Копейкин, ведущий - Константин Козлов, в роли архивариуса - Михаил Соколов, 

сценарий Ольги Зайцевой, Михаила Соколова, Ильи Соколова, 

оператор - Дмитрий Барышников, дизайн Дениса Иванина, композитор - Илья Соколов, звукорежиссер - Дмитрий Барышников, 

фотограф - Вячеслав Захаров. 

Фильм снят по заказу Комитета по культуре и искусству администрации Раменского района в 2007г. www.videonika.ru

История Раменских церквей, 1 часть

Обработка видео...

История Раменских церквей, 2 часть

Обработка видео...

История Раменских церквей, 3 часть

Обработка видео...

 

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ храм Святой Троицы город Раменское.

В храме Святой Троицы города Раменское слева от центрального алтаря с 90-х годов стоит огромная икона Божией Матери, называемая Иерусалимской.

В 1980-х годах в районе деревне Цыбино Воскресенского района тракторист случайно обнаружил закопанную в землю икону, это оказалась Иерусалимская икона Божией Матери. Икону установили в храме Димитрия Солунского в Малахово, рядом с подобным же образом Иерусалимской Божией Матери, а в 1996 году ее передали Троицкому храму города Раменское. Реставраторы установили, что эта икона написана примерно в первой половине ХIХ века (в то время в Бронницких храмах часто делали списки с чудотворной иконы Иерусалимской), треть иконы была отколота. После реставрации икону установили в Троицком храме, где она и находится по сей день.

Евангелие от Луки 1:46-55
И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

Согласно преданию, Иерусалимская икона Богоматери была написана апостолом и евангелистом Лукой еще при жизни Божией Матери на 63-м году ее жизни. В то время Лука написал несколько изображений Божией Матери очень большой величины (3х2 арш.) Эта икона более 400 лет пребывала в Иерусалиме, поэтому и получила название Иерусалимской.
Из Иерусалима образ переместили в Константинополь, затем его преподнесли в дар князю Владимиру, который поставил его в Новгороде. В ХVI в после завоевания Новгорода Иваном Грозным образ был принесен в Москву и по преданию в то же время с него был написан список и отправлен в Царское село Броничи. А привезенная из Иерусалима икона Богоматери находилась в Успенском соборе Кремля вплоть до нашествия Наполеона в 1812 г. При разграблении французами Кремля в числе прочих похищенных святынь исчезла и Иерусалимская икона…
Начало массового почитания Иерусалимской иконы связано с эпидемией чумы 1771 г. В тот год в России зараза коснулась и Царского села Броничи. Тогда решено было устроить общественное моление перед Иерусалимской иконой. И вот в десятое воскресенье после Пасхи при огромном стечении молящихся икону эту обнесли в крестном ходе вокруг села. После этого заболевших уже не было, эпидемия прекратилась.
В память этого чудесного события было решено ежегодно совершать крестный ход вокруг Бронниц с Иерусалимской иконой в десятое воскресенье после Пасхи. В 1840 году был построен храм во имя иконы Божией Матери Иерусалимской, где эта икона находилась до самой революции.
С середины XIX в. почитание Иерусалимского образа становится повсеместным не только в Бронникцом, но и в соседних с ним уездах. Связано это было с зафиксированными случаями избавления от эпидемий холеры, случавшихся в Московской губернии вплоть до самого конца XIX столетия. Когда в каком-либо селе начиналась эпидемия, туда приносили икону, обносили вокруг села с крестным ходом, и эпидемия прекращалась — больные выздоравливали и вновь заболевших не оказывалось.
В 1842 году эпидемия холеры уносила много людских жизней и верующие снова искали защиты у Царицы Небесной. Икону Божией Матери Иерусалимской брали тогда из Бронниц и проносили по многим приходам, устраивая перед нею общественные моления. В какое селение вносилась Святая икона Владычицы, там холера прекращалась. Холера повторялась в России неоднократно. В 1866 году, несмотря на принимаемые правительством и обществом меры, болезнь эта местами с каждым днем уменьшала население. Не доставало ни гробов, ни могильщиков: умерших приходилось хоронить просто в рогожах и класть в братские могилы. Особенно пострадал от эпидемии в тот год город Подольск, и жители тогда попросили принести к ним Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа икона Богородицы была внесена в город Подольск. С этого дня больше никто не заболел, холера прекратилась. С того года 12 августа жители города Подольска вносили Святую Иерусалимскую икону в свой город для торжественного богослужения и крестного хода.
Иерусалимская икона ходила и в другие селения, куда ее призывали жители для помощи в избавлении от болезней и эпидемий. Много благодатных знамений совершалось по молитвам перед Святою иконою Божией матери Иерусалимской.
В память об исцелениях впоследствии сложился обычай в соответствующий день просить в Бронницах икону для крестного хода.

Из воспоминаний Т. А. Парусниковой:
«… мама так молилась горячо около Иерусалимской иконы… Я помню, как она говорила: «завтра пойдем Иерусалимскую встречать». Вставали очень рано и мы ее ждали из Нового села… Потом она появлялась, мы шли навстречу, а потом шли обратно с ней, потом шли между корпусов… Икону несли на носилках несколько человек… она плыла над народом как живая…
Еще надо сказать, что были такие разговоры, что скоро конец света и что мы эту икону больше не увидим и поэтому просили пройти под ней...»

В некоторых храмах делался список Иерусалимской, этим объясняется наличие в некоторых храмах Раменской земли «своих» Иерусалимских икон.
В 1919 г. крестный ход с Иерусалимской иконой был запрещен, и многолетняя традиция была прервана. С 1925 по 1928 год икону снова разрешали проносить по старому маршруту, но с 1928 года крестный ход с Иерусалимской иконой был запрещен окончательно.
После закрытия храма Иерусалимской иконы Божией Матери в городе Бронницы чудотворная икона была утеряна. И лишь 1943 году икона Иерусалимская была найдена и перенесена в Димитриево-Солунский храм села Малахово, где она и находится по сей день.

Из воспоминаний К. В. Захваткиной:
«Иерусалимская икона, она находилась раньше в Малахово, она и сейчас там находится. Ее носили по деревням кажный год. К нам она в Раменское приходила после Пасхи, на 3-й неделе у нас ее уже носили. Мы ее ходили встречать в Новое село… Когда ее оттуда приносили из Малахово через Москву-реку, это была гибель народу. И вот ее несут на носилках через Москву-реку, там специально был брод и мужчины несли ее на плечах на носилках. Такая была ужасть, все плакали, встречали ее…»

Из книги протоиерея Василия Толгского 1908 г. «Сказание о высокочтимой иконе Богоматери Иерусалимской, что в городе Бронницах Московской Губернии»:
«С ранней весны, как только стают снега и покажется первая травка, Бронницкая икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», начинает свои обходы окрестных селений… Везде ждут Ее прибытия с самыми отрадными чувствами! Везде Она встречает горячую любовь в населении и пламенную веру!
Все ищут у Нее отрады; все ждут от Нее утешения. Благословляя всех Своею Святою иконою, Она Сама невидимо пребывает среди верных чад Своих, внимая усердным и горячим мольбам, пред Ее благодатной иконою возносимых и проливаемых…»
___________________________________________________________________
В статье использованы материалы:
- Толгская Н. «Бронницкий Благочинный В. Толгский» (из истории Православной жизни родного края) 1998 г. В данной книге приводится текст работы протоиерея В.Г. Толгского «Сказание о высокочтимой иконе Богоматери Иерусалимской, что в городе Бронницах Московской Губернии» 1908 г.
- Никонов В. В., Ушатова Н. П. «За Христа претерпевшие. Церковь и политические репрессии 1920-1950-х гг. на территории Раменского района Московской области. – Т. I. Раменская волость» 2016 г. Гжель: Гжельский государственный университет. Глава 1. Крестный ход с Иерусалимской иконой Божией Матери. История запрета.
- Чистяков П. Г. «Почитание местных святынь в российском православии XIX-XXI вв: на примере почитания чудотворных икон в Московской епархии» 2005 г.
- аудиозапись воспоминаний Т. А. Фомичевой (Парусниковой) и К. В. Захваткиной 2000-х годов
- описание событий 1994, 1997 г с самой иконы